Трудовые и навыки самообслуживания ребенка
Жизнь, здоровье ребенка, его дальнейшее благополучие зависят от своевременных и правильно сформированных предпосылок трудовой деятельности, которые закладываются с 3 лет. Вовлечение малыша в труд по самообслуживанию через положительный пример сверстников, игровые приемы («водичка умывает личико») вызывает положительные реакции.
Он сам одевается, раздевается, причесывает волосы, умывается, при этом испытывая удовлетворенность собой. Ребенок умеет вывертывать одежду на лицевую сторону, завязывать шнурки ботинок, застегивать, расстегивать пуговицы, есть с закрытым ртом, пользуясь ложкой, вилкой, салфеткой.
Следует взрослому обратить внимание на результат таких действий, похвалить.
При выполнении поручений, относящихся к хозяйственному труду (наведение порядка в игрушках, сбор инвентаря в песочнице), это особенно важно.
Цель такой работы должна быть доступна ребенку: разложить ложки, покормить аквариумных рыбок. Важно показать воспитаннику и результат: покормил рыбок – они довольны и резвятся в воде.
Стимулирует детей и возможность трудиться вместе со старшими, подражая им. «Я тоже буду!» - говорит малыш и энергично, радостно принимается за работу: рыхлит землю, поливает цветы. Это формирует трудовые и навыки самообслуживания ребенка, развивает инициативу, самостоятельность.
В теплое время дети играют и осваивают песок и воду: купают кукол, моют машинки и кораблики, переносят песок, сооружают дома и крепости. А свобода движений благотворно влияет на растущий детский организм.
Хотя ребенок четырех лет нуждается еще в присмотре, помощи, его трудовые и навыки самообслуживания позволяют взрослым ограничиться наблюдением, поощрением, напоминанием способов выполнения. Это развивает самостоятельность, уверенность ребенка в своих силах (он «большой»).
В этом возрасте дети овладевают не только трудовыми, но даже и организационными навыками: обдумывают, какое именно оборудование необходимо при работе, как пользоваться им, где взять.
Необходимо обратить внимание на труд людей, его значимость, отношение к работе мамы, папы, формируя у детей уважение к труженикам, плодам их работы. А совместная деятельность вызывает восторг от того, что он полезен, нужен.
Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в коллективном труде. У них сформировались уже определенные навыки самообслуживания. Труд стал для них потребностью.
Взрослые обращают внимание только на темп, качество их работы (как пришита пуговица, почищена обувь). Важно, чтобы трудовые навыки переросли в привычки.
Необходимо расширить обязанности детей по самообслуживанию: уборка постели, мытье чайной посуды, наведение порядка в шкафу и столе, уход за растениями, приготовление пищи и кормление животных.
При этом дети руководствуются планом действий, рационально используют время, умеют ускорить темп работы, находить свои недостатки, поддерживать порядок и работать не отвлекаясь.
Надо учить их быстро организовывать свой труд, доводить дело до конца, завершая уборкой рабочего места. Нам интересно услышать эмоциональный рассказ ребенка о его труде: что делал, что удалось, как преодолевал трудности. Такой самоанализ даст возможность впредь избежать ошибок, учесть свой опыт, почувствовать гордость за пользу, которую он принес семье.
Некоторые навыки коллективного труда помогут детям успешно справиться с работой. Взрослые должны проинформировать, что и кто должен делать (распределить труд). При этом важно согласовывать свои желания и желания других детей.
Дети сами подбирают инвентарь, продумывают как им пользоваться. Каждый должен ответственно, не отвлекаясь выполнить свое задание, а в случае необходимости оказать помощь другому ребенку.
Качество работы будет отличным, если каждый будет стараться. Для этого следует замотивировать детей. Результат труда станет показателем уровня развития трудовых и навыков самообслуживания каждого участника, а также оценит профессиональную подготовку взрослых, их ответственность.
Надо помнить, что в дальнейшем все станут участниками коллективного труда, поэтому эти навыки следует шлифовать, развивать в высшую форму трудовой деятельности.