Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста
На первом месяце жизни младенец улыбается на обращение взрослого к нему, на втором отвечает звуковыми комплексами – агуканьем («агу-гу-гу»), на третьем проявляет радость (комплекс оживления), инициативу в общении выказывает звукосочетаниями, в которых преобладают согласные: «гуль-гуль», «тиль-тиль», «ких».
В четыре месяца ребенок уже громко произносит звуки, которые перерастают в агуканья-трели: «ау-ау-ау-ау», «еи-еи-еи», «аги-ли-ле», в пять заигрывает со взрослыми (инициативное общение), различает тон, а в шесть понимает ситуацию общения (кормления, купания), мимику, жесты и проговаривает отдельные слоги как лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма».
Период активного лепета наступает в семь месяцев, и на вопрос «Где?» младенец ищет взглядом игрушку. В восемь пытается наследовать речь взрослого, выполняет «ладушки», «до свидания», «дай ручку», в девять знает свое имя, а в десять – имена взрослых и детей. Одиннадцатимесячный малыш употребляет первые слова: «мама», «кис-кис», «ав-ав», «папа», «дай», «баба», а через месяц его активный словарь состоит из 10-15 слов.
Коммуникативные навыки младших дошкольников
До полутора лет словарный запас возрастает до сорока слов, в основном в их детском варианте (ляля, коко, ам-ам). Преобладают в речи существительные и глаголы, которые малыш использует как слова-предложения, а иногда и двухсловные конструкции, сопровождающиеся мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается им как инструкция к действию: «Возьми ложку и сядь за стол».
Но во втором полугодии запас активных слов быстро растет: в 1,8 мес.– 100 слов, в 2 года – 300 слов, и в их числе прилагательные, местоимения, строятся даже четырехсловные предложения, передающие эмоционально просьбу, желание, жалобу ребенка, пытающегося при этом применить согласование и другие простые грамматические правила. Хотя только трехлетнему ребенку с этим справиться легче: он использует все времена глаголов, шлифует произношение, темп своей речи, силу голоса.
Малыш пополняет свой активный запас (достигающий 1300 слов) словами вежливости: «спасибо», «извините», «пожалуйста», легко участвует в разговоре-диалоге, запоминает стихи, комментирует сюжетные картинки, пересказывает сказки по наводящим вопросам. Это уже художественно-языковая его деятельность с имитацией движений, голоса и адекватной оценкой позитива и негатива словами «хороший», «добрый», «плохой», «злой».
Совершенствуется и художественно-речевая деятельность в его рассказах об играх и событиях, пересказах художественных текстов с элементами творческой импровизации, формируется моральная и эстетическая оценка в рассуждениях.
С трехлетним ребенком мы займемся речевым этикетом: научим разговаривать с нужной интонацией, избегая посторонних жестов, усваивать формы обращения со взрослым и ровесниками, вежливо общаться с собеседниками.
У четырехлетнего ребенка (средний дошкольный возраст) языковой аппарат, подвижность языка, речевое дыхание уже близки к совершенству благодаря заученным скороговоркам, стихам. Активный словарь пополняется всеми частями речи, а также синонимами, антонимами (словарный запас – 2500). Увлекает дитя словотворчество, которое корректирует его коммуникативные навыки и чувство речи.
Усложняется синтаксис (предложения сложные, многословные). Он легко участвует в тематических диалогах-рассуждениях («Мои друзья», «Моя семья»), тактично высказывает несогласие или отказ, а иногда даже переходит на монологи, при этом учитывает их композиционную структуру (начало, середина, концовка).
В старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется образная речь дошкольника. Словарь – до 4000 слов. Ребенок своевременно и логично отвечает на реплики, умеет расспрашивать, избегая грубых слов.
Его монологи более обстоятельны, с элементами рассуждения и оценки. Это и воспоминания, и творческие рассказы. Особенно интересны его монологи-рассуждения («Почему опадают листья», «Почему медведь зимой спит»), передача эмоций ребенка (грусть, гнев, радость, удивление).
Дети 6 лет проявляют инициативу в общении, умеют поддержать разговор, используя фразеологизмы, сравнения, слова оценочного содержания. Самостоятельно передают содержание мультфильма или события, строят рассказы-объяснения. В семилетнем возрасте они с удовольствием даже рифмуют слова, образуют новые с помощью суффиксов и префиксов, исправляют грамматические ошибки собеседников, умеют строить доказательства, выводы, обобщения.
К 7 годам завершен процесс фонематического развития ребенка, что делает его готовым к обучению грамоте. Дошкольник также усвоил морфологию, синтаксис родного языка, легко образует новые слова (его словарь до 5000 слов), использует разнообразие лексики (эпитеты, сравнения, синонимы). Его речь образна и эмоциональна.
Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью.
Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.