Формирование коммуникативных навыков общения у детей
Высокий уровень коммуникативности человека – залог его успешной жизнедеятельности и психологического комфорта. Коммуникативные навыки приобретаются с раннего детства благодаря окружающим, которые должны квалифицированно формировать их. А потому именно про формирование коммуникативных навыков общения у детей мы и поговорим сегодня.
Если месячный малыш вам улыбнулся, значит, вы действуете правильно. Через месяц дитя ответит вам движениями ручек и ножек, агуканьем, что также подтвердит профессионализм ваших усилий, основанных на ласковом обращении к нему и на комментариях к вашим действиям с ним (потешки, пестушки). Дитя прислушивается к первым своим звукам в ответ взрослым, призывает нас подойти, и мы обязаны реагировать.
К 6 месяцам, благодаря комментариям взрослых, ребенок уже различает слова, обозначающие кормление, купание, а на вопрос «где» ищет взглядом. Необходимо поощрять восьмимесячного малыша повторять за нами отдельные звуки, выполнять жесты: до свидания, ладушки, дай ручку; откликаться на свое имя. Мы играем с ним в «Догоню!», «Спрячусь». К году взрослые должны научить дитя выполнять команды и игровые задания: «Дай погремушку», «Покачай куклу», «Погладь кошку»; произносить слова «мама», «папа», «ам-ам», повторяя за нами до 15 слов.
На втором году роль общения у детей возрастает, и оно по-прежнему имеет две формы: эмоциональную и разговорную. Мы продолжаем формировать вербальные и невербальные способы общения (кивать головой, махать рукой), учим его не только слышать нас, но и понимать, выполняя наши просьбы и поручения.
Взрослые предлагают ролевые игры (мамы, водителя, врача), используя куклу, мишку как партнеров. Речевые игры, стихи, песенки, скороговорки совершенствуют произношение ребенка, его речевое дыхание, темп, силу голоса.
Если малыш понимает текст читаемой ему песенки, он сопровождает слушание соответственными жестами, движениями, действиями с игрушками, повторяет за нами отдельные слова. При повторном прослушивании дети стараются подсказать текст, жестикулируют. Помните, всегда они готовы слушать чтение или рассказ взрослого. Наше слово для них – регулятор поведения, инструкция к действию, а речь – основной способ общения.
Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», в которых усваивают правила поведения. Мы знакомим их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться.
У них появляются навыки само- и взаимоконтроля. Мирилки, голосилки, считалки шлифуют технику речи, совершенствуют коммуникативные навыки, обогащают опыт общения. Со взрослыми у детей развивается новая форма общения, которая носит познавательный характер. Мы воспитываем внимание и доброжелательность к окружающим, учим сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.
К 5 годам в совместной игре дети сами ищут партнеров и договариваются с ними, становятся лидерами или пассивными участниками, отношения к сверстникам превращается из нейтрального в дружелюбное. Сюжетные игры по-прежнему являются главным стимулом развития коммуникативных навыков, хотя теперь нам необходимо дифференцировать интересы мальчиков и девочек (игры с машинками или куклы), знакомить с правилами дружественной игры, уступать, просить, тактично высказывать отказ и несогласие. Тогда ребенок перейдет от ролевых отношений с партнерами к реальным.
В играх «Хорошо - плохо», «Когда огонь (вода, ветер, дождь…) нам друг, а когда – враг», «Когда это бывает» дети начинают осознавать абстрактные понятия: дружба, время, добро. Упражняясь в играх со словами «здесь - там», «высоко – низко», «большой – маленький» дети обозначают словами пространство, размеры.
Для развития коммуникативных навыков организуются тематические недели («Семья», «Животные», «Время года», «Транспорт»…), в процессе которых дети получают, систематизируют, анализируют, преобразовывают знания и закрепляют их в ролевых играх.
Например, тематическую неделю «Дикие животные» начинаем с чтения литературы, бесед о животных, наблюдений во время экскурсии в зоопарк. Затем дети преобразовывают полученные знания в своей художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование); систематизируют и анализируют в эвристических беседах: «Зачем слону хобот (ежику колючки, жирафу длинная шея…)», в играх: «Скажи, какой слон (бегемот, волк…)», в словесных описаниях животных.
В конце недели полученные знания закрепляются в ролевых играх по сюжету: «Зоопарк», «Животные заболели», «В зоопарк привезли новых африканских животных». В процессе этих игр развиваются коммуникативные навыки, активизируется словарный запас, тема закрепляется.
К 6 годам формируются элементы самоконтроля при общении, мы учим предусматривать последствия своих слов и действий, сравнивать, способствуем становлению моральных мотивов коммуникации. Для этого проводятся Дни вежливости, «Путешествия в страну Вежливости», разыгрываются ситуации: «Грубый – вежливый», «Комплименты», «Хороший – плохой».
Только благодаря тому что взрослые долго и упорно проводили формирование у детей навыков общения, дети теперь имеют необходимый уровень развития речи для последующего обучения в школе.